5. О ДРУЖБЕ
У каждого из нас бывают в
жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам
одинокость вдруг
начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми
покинутым и
беспомощным, ищешь друга, а друга нет... И тогда изумленно и растерянно
спрашиваешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь
любил,
желал, боролся и страдал, и, главное, служил великой цели
— и не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни
друга? Почему единство идеи, взаимное доверие и совместная любовь не
связали
меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..
Тогда в душе просыпается
желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе
настоящих
друзей или нет? Как же жили люди раньше, до нас? И не утрачено
ли начало дружбы именно в наши дни? Иногда
кажется,
что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не
способен к
ней... И в конце концов неизбежно
приходишь к
основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чем она состоит и на
чем держится?
Конечно, люди и теперь
нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом... Но, Боже
мой, как
все это скудно, поверхностно и беспочвенно. Ведь
это только
означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепровождение
или же,
что они умеют «угодить» друг другу... Если в склонностях и
вкусах есть
известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями,
обходить
острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с
любезным видом
слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить,— то вот и довольно: между людьми завязывается
так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних
условностях,
на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любезности и скрытом
расчете... Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или
на
взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба»
лести, «дружба»
тщеславия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «дружба»
преферанса и
«дружба» собутыльничества. Иногда один берет взаймы, а
другой дает
взаймы — и оба считают себя «друзьями».
«Рука моет руку», люди вершат совместно дела и делишки,
не слишком доверяя друг другу, и думают, что они «подружились». Но
«дружбой»
иногда называют и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение»,
связывающее
мужчину и женщину; а иногда и романтическую страсть, которая подчас
разъединяет людей окончательно и навсегда. Все
эти мнимые
«дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые,
проходят
друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и
небескорыстным
соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и
нередко их
«дружба» распадается так быстро и исчезает столь бесследно, что трудно
даже
сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».
Люди сталкиваются друг с
другом в жизни и отскакивают друг от друга, подобно деревянным шарам.
Таинственная
судьба взметает их, как земную пыль, и несет их через жизненное
пространство в
неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии
всеобщего
одиночества... Ибо без живой любви люди подобны мертвому праху...
Но истинная дружба
проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к
живой и
творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как
она
завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и
крепить
ее...
На свете есть только
одна-единственная сила, способная преодолеть одиночество человека; эта
сила
есть любовь. На свете есть только одна возможность выйти из
жизненной
пыли и противостать ее вихрю; это есть духовная жизнь. И вот,
истинная
дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. А духовная
любовь
есть сущее пламя Божие. Кто не знает Божьего пламени и никогда
не испытал
его, тот не поймет истинной дружбы и не сумеет осуществить ее, но он
не поймет
также ни верности, ни истинной жертвенности. Вот почему к истинной
дружбе
способны только люди духа.
Нет истинной дружбы без
любви, потому что именно любовь связывает людей. А истинная
дружба есть свободная
связь: в ней человек сразу — свободен
и связан; и связь эта не нарушает и не уменьшает свободы, ибо она
осуществляет ее; и свобода эта, осуществляя себя в привязанности,
связывает
человека с человеком в духе. Самая крепкая связь на земле есть
свободная связь,
если она слагается в Боге, соединяет людей через Бога и закрепляется
перед
лицом Божиим. Вот почему в основе каждого настоящего брака и каждой
здоровой
семьи лежит свободная, духовная дружба. Истинная дружба, как и истинный
брак,
заключается в небесах и не расторгается на земле.
Если мы видим где-нибудь
на земле истинную верность и истинную жертвенность, то мы можем с
уверенностью
принять, что они возникли из настоящей духовной близости. Дружба
свойственна
только людям духа: это их дар, их достояние, их
способ
жизни. Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные,
своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полупредательскими;
их
расчетливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и
карьеризма.
Истинное единение людей возможно только в Божием луче, в духе и
любви.
Настоящий человек носит в
своем сердце некий скрытый жар, так, как если бы в нем жил таинственно
раскаленный
уголь. Бывает так, что лишь совсем немногие знают об этом угле и что
пламя его
редко обнаруживается в повседневной жизни. Но свет его светит и в
замкнутом пространстве,
и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. И вот, истинная дружба
возникает
из этих искр.
Кто однажды видел пылинку
радия, тот никогда не забудет этого чуда Божия. В малом замкнутом
пространстве,
в темноте, за стеклом лупы, видно крошечное тело, из которого
непрерывно
вылетают во все стороны подвижные искорки и быстро исчезают в темноте.
Легким
поворотом винта можно слегка ослабить зажим пинцета, держащего эту
пылинку, — и тогда искры начинают вылетать щедро
и
радостно; зажим усиливается — и искры
летят скудно и осторожно. А естествоиспытатели утверждают, что лучевой
заряд
этой пылинки будет действителен по крайней
мере две
тысячи лет...
Наподобие этого живет и
сверкает человеческий дух; так посылает он свои искры в мировое
«пространство».
И из этих искр возникает истинная дружба.
Есть
люди, для которых слово «дух» не пустой звук и не мертвое понятие: они
знают,
что в жизни есть «Божий цветы», и что жизнь ими красуется и светится;
они
знают, что человеку дано внутреннее око, способное видеть и
узнавать эти
цветы; они ищут их, находят их, радуются им и любят их сердцем. Такие люди носят в своем
сердце
духовный «заряд» и «душевный «жар». Их личный дух подобен пылинке
радия,
излучающей свои искры в мировое пространство. И в каждой такой искре
сверкает
их любовь и светит сила любимого ими божественного содержания. И
каждая такая
искра ищет приятия, признания и ответа, ибо человеческая любовь всегда
требует
понимания и взаимности.
Но излетевшая искра духа
может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся
духом,
только таким сердцем, которое само любит и излучает. Холодный мрак
поглощает
все бесследно. Мертвая пустота не может дать ответа. Огонь стремится к огню и свет тянется к свету. И когда встречаются
два огня,
то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытается
создать
новую, живую «ткань» огня.
Истинная дружба
начинается там, где излетевшая искра духа касается чужой огненной
купины и
воспринимается ею. За восприятием следует ответная искра, которая
воспринимается
первопославшим и вызывает в нем ответ на ответ. Тогда начинается
световой
обмен. Искры отнюдь не исчезают в окружающем мраке. Каждая достигает
цели и
зажигает. Вспыхивают целые снопы света, пламя разгорается, пожар
растет.
Свободные дары, творческое восприятие, светлая благодарность... И ни
тени
зависти. Дух наслаждается своей беззаветной откровенностью. Он знает,
что его
встретит духовное созерцание и вчувствующееся постижение. Сердце чутко
вслушивается и радостно предвосхищает дальнейшее. И пламя Божие
справляет на
земле свой праздник...
Да, человеческая душа
одинока на земле и часто страдает от этого. Она может почувствовать
себя
покинутой и заброшенной. Но дух человека не мирится с
одиночеством. Он укореняется в Божественном,
живет для Божьего дела, свободно
рассылает свои искры, и никакие «стены» ему не страшны. Он не
верит в
то, что атомное разъединение или распыленная множественность
составляет последнее
слово человеческого бытия, непреодолимую форму жизни; он не верит, что
люди
обречены на одинокое блуждание в хаосе, что им никогда не найти друг
друга; он
не верит в торжество «мировой пыли». Где-то, неизвестно где, когда-то,
неизвестно когда, в великом лоне Божиих замыслов и творческих идей, он
видел
некое видение: единое, сплошное море пламени сонно почивало в
пророческом спокойствии, так, как оно было задумано Богом изначала и
призвано к
пробужденному бытию в грядущем; он узрел это видение — вступил в новое, земное бытие, чтобы проснуться
в виде обособленного, единичного «огонька» и начать на земле творческую
борьбу
за духовно пробужденное воссоединение человеческого огневого
множества...
Ибо человеческие души, эти духовные огни Божий,
призваны пройти через индивидуацию и одиночество и вновь воссоединиться
в
единое, сплошное море — но уже духовно
пробужденного огня...
И вот, истинная дружба,
как любовь, и притом, как духовная любовь, создает первоначальную
ячейку этого
единства; из таких ячеек духовного огня сложится однажды великое и
единое
пламя Божие, светлая и радостная ткань Божьего Царства во вселенной...
Вот почему каждый духовно
живой человек ищет истинной дружбы на земле и бывает
счастлив, если ему удается найти ее и осуществить. Этим он исполняет
завет
своего Творца и участвует в совершении Его обетования; этим он
участвует в
обновлении и преображении Божиего мира.
На свете есть много
людей, которые ничего не знают об истинной дружбе и тем не менее
беспомощно
толкуют о ней; и не находя к ней пути, и не зная, как осуществить ее,
удовлетворяются земною страстною «любовью», обычно вынося из нее
разочарование
и уныние. Но именно они должны узнать и почувствовать, что они призваны
к ней и
что она для них достижима. Ибо самый слабый луч благожелательства,
сострадания,
бережного и чуткого отношения человека к человеку;—
и малейшая искра духовного обмена, в живой беседе, в искусстве,
в совместном исследовании или созерцании;— и всякая попытка совместно помолиться
единому Божеству единым воздыханием,—
содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. Лестница начинается уже с
первой
ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука... И как
грустно,
если жизнь пресекается уже в своем зерне, если лестница обламывается
на первой
ступени, если песнь обрывается на первом звуке!..
Поэтому каждый из нас
должен всю жизнь искать истинной дружбы, духовно строить ее и любовно
беречь
ее. Тогда он узнает, в чем состоит блаженство истинной верности и
легкая естественность настоящей жертвы.
Иван Ильин. Письма сыну.