5. О ДРУЖБЕ

У каждого из нас бывают в жизни такие времена, когда естественная, от природы данная нам одинокость вдруг начинает казаться нам тягостною и горькою: чувствуешь себя всеми покинутым и беспомощным, ищешь друга, а друга нет... И тогда изумленно и растерянно спрашива­ешь себя: как же это так могло случиться, что я всю жизнь любил, желал, боролся и страдал, и, главное, служил вели­кой цели и не нашел ни сочувствия, ни понимания, ни друга? Почему единство идеи, взаимное доверие и совмест­ная любовь не связали меня ни с кем в живое единство духа, силы и помощи?..

Тогда в душе просыпается желание узнать, как же слагается жизнь у других людей: находят они себе настоя­щих друзей или нет? Как же жили люди раньше, до нас? И не утрачено ли начало дружбы именно в наши дни? Ино­гда кажется, что именно современный человек решительно не создан для дружбы и не способен к ней... И в конце кон­цов неизбежно приходишь к основному вопросу: что же есть настоящая дружба, в чем она состоит и на чем дер­жится?

Конечно, люди и теперь нередко «нравятся» друг другу и «водятся» друг с другом... Но, Боже мой, как все это скуд­но, поверхностно и беспочвенно. Ведь это только означает, что им «приятно» и «забавно» совместное времяпрепро­вождение или же, что они умеют «угодить» друг другу... Если в склонностях и вкусах есть известное сходство; если оба умеют не задевать друг друга резкостями, обходить острые углы и замалчивать взаимные расхождения; если оба умеют с любезным видом слушать чужую болтовню, слегка польстить, немножко услужить, то вот и довольно: между людьми завязывается так называемая «дружба», которая, в сущности, держится на внешних условностях, на гладко-скользкой «обходительности», на пустой любез­ности и скрытом расчете... Бывает «дружба», основанная на совместном сплетничании или на взаимном излиянии жалоб. Но бывает и «дружба» лести, «дружба» тще­славия, «дружба» протекции, «дружба» злословия, «друж­ба» преферанса и «дружба» собутыльничества. Иногда один берет взаймы, а другой дает взаймы и оба считают себя «друзьями». «Рука моет руку», люди вершат совмест­но дела и делишки, не слишком доверяя друг другу, и ду­мают, что они «подружились». Но «дружбой» иногда назы­вают и легкое, ни к чему не обязывающее «увлечение», связывающее мужчину и женщину; а иногда и романтиче­скую страсть, которая подчас разъединяет людей оконча­тельно и навсегда. Все эти мнимые «дружбы» сводятся к тому, что люди взаимно посторонние и даже чуждые, про­ходят друг мимо друга, временно облегчая себе жизнь поверхностным и небескорыстным соприкосновением: они не видят, не знают, не любят друг друга, и нередко их «дружба» распадается так быстро и исчезает столь бес­следно, что трудно даже сказать, были ли они раньше вообще «знакомы».

Люди сталкиваются друг с другом в жизни и отскаки­вают друг от друга, подобно деревянным шарам. Таинст­венная судьба взметает их, как земную пыль, и несет их через жизненное пространство в неизвестную даль, а они разыгрывают комедию «дружбы» в трагедии всеобщего одиночества... Ибо без живой любви люди подобны мертво­му праху...

Но истинная дружба проламывает это одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Истинная дружба... Если бы только знать, как она завязывается и возникает... Если бы только люди умели дорожить ею и крепить ее...

На свете есть только одна-единственная сила, способ­ная преодолеть одиночество человека; эта сила есть лю­бовь. На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостать ее вихрю; это есть духовная жизнь. И вот, истинная дружба есть духовная любовь, соединяющая людей. А духовная любовь есть сущее пламя Божие. Кто не знает Божьего пламени и никогда не испы­тал его, тот не поймет истинной дружбы и не сумеет осу­ществить ее, но он не поймет также ни верности, ни истин­ной жертвенности. Вот почему к истинной дружбе способ­ны только люди духа.

Нет истинной дружбы без любви, потому что именно любовь связывает людей. А истинная дружба есть свобод­ная связь: в ней человек сразу свободен и связан; и связь эта не нарушает и не уменьшает свободы, ибо она осуществляет ее; и свобода эта, осуществляя себя в при­вязанности, связывает человека с человеком в духе. Самая крепкая связь на земле есть свободная связь, если она сла­гается в Боге, соединяет людей через Бога и закрепляется перед лицом Божиим. Вот почему в основе каждого настоя­щего брака и каждой здоровой семьи лежит свободная, духовная дружба. Истинная дружба, как и истинный брак, заключается в небесах и не расторгается на земле.

Если мы видим где-нибудь на земле истинную верность и истинную жертвенность, то мы можем с уверенностью принять, что они возникли из настоящей духовной бли­зости. Дружба свойственна только людям духа: это их дар, их достояние, их способ жизни. Люди без сердца и без духа неспособны к дружбе: их холодные, своекорыстные «союзы» всегда остаются условными и полупредательски­ми; их расчетливые и хитроумные объединения держатся на уровне рынка и карьеризма. Истинное единение людей возможно только в Божием луче, в духе и любви.

Настоящий человек носит в своем сердце некий скры­тый жар, так, как если бы в нем жил таинственно раска­ленный уголь. Бывает так, что лишь совсем немногие зна­ют об этом угле и что пламя его редко обнаруживается в повседневной жизни. Но свет его светит и в замкнутом про­странстве, и искры его проникают во всеобщий эфир жизни. И вот, истинная дружба возникает из этих искр.

Кто однажды видел пылинку радия, тот никогда не забудет этого чуда Божия. В малом замкнутом простран­стве, в темноте, за стеклом лупы, видно крошечное тело, из которого непрерывно вылетают во все стороны подвиж­ные искорки и быстро исчезают в темноте. Легким поворо­том винта можно слегка ослабить зажим пинцета, держа­щего эту пылинку, и тогда искры начинают вылетать щедро и радостно; зажим усиливается и искры летят скудно и осторожно. А естествоиспытатели утверждают, что лучевой заряд этой пылинки будет действителен по крайней мере две тысячи лет...

Наподобие этого живет и сверкает человеческий дух; так посылает он свои искры в мировое «пространство». И из этих искр возникает истинная дружба.

Есть люди, для которых слово «дух» не пустой звук и не мертвое понятие: они знают, что в жизни есть «Божий цветы», и что жизнь ими красуется и светится; они знают, что человеку дано внутреннее око, способное видеть и узнавать эти цветы; они ищут их, находят их, радуются им и любят их сердцем. Такие люди носят в своем сердце духовный «заряд» и «душевный «жар». Их личный дух подобен пылинке радия, излучающей свои искры в миро­вое пространство. И в каждой такой искре сверкает их лю­бовь и светит сила любимого ими божественного содержа­ния. И каждая такая искра ищет приятия, признания и от­вета, ибо человеческая любовь всегда требует понимания и взаимности.

Но излетевшая искра духа может быть воспринята и постигнута только духовно живым и искрящимся духом, только таким сердцем, которое само любит и излучает. Хо­лодный мрак поглощает все бесследно. Мертвая пустота не может дать ответа. Огонь стремится к огню и свет тянет­ся к свету. И когда встречаются два огня, то возникает новое мощное пламя, которое начинает шириться и пытает­ся создать новую, живую «ткань» огня.

Истинная дружба начинается там, где излетевшая иск­ра духа касается чужой огненной купины и воспринимается ею. За восприятием следует ответная искра, которая вос­принимается первопославшим и вызывает в нем ответ на ответ. Тогда начинается световой обмен. Искры отнюдь не исчезают в окружающем мраке. Каждая достигает цели и зажигает. Вспыхивают целые снопы света, пламя разго­рается, пожар растет. Свободные дары, творческое вос­приятие, светлая благодарность... И ни тени зависти. Дух наслаждается своей беззаветной откровенностью. Он зна­ет, что его встретит духовное созерцание и вчувствующееся постижение. Сердце чутко вслушивается и радостно предвосхищает дальнейшее. И пламя Божие справляет на земле свой праздник...

Да, человеческая душа одинока на земле и часто стра­дает от этого. Она может почувствовать себя покинутой и заброшенной. Но дух человека не мирится с одиночест­вом. Он укореняется в Божественном, живет для Божьего дела, свободно рассылает свои искры, и никакие «стены» ему не страшны. Он не верит в то, что атомное разъедине­ние или распыленная множественность составляет послед­нее слово человеческого бытия, непреодолимую форму жизни; он не верит, что люди обречены на одинокое блуж­дание в хаосе, что им никогда не найти друг друга; он не верит в торжество «мировой пыли». Где-то, неизвестно где, когда-то, неизвестно когда, в великом лоне Божиих за­мыслов и творческих идей, он видел некое видение: единое, сплошное море пламени сонно почивало в пророческом спокойствии, так, как оно было задумано Богом изначала и призвано к пробужденному бытию в грядущем; он узрел это видение вступил в новое, земное бытие, чтобы про­снуться в виде обособленного, единичного «огонька» и начать на земле творческую борьбу за духовно про­бужденное воссоединение человеческого огневого множе­ства... Ибо человеческие души, эти духовные огни Божий, призваны пройти через индивидуацию и одиночество и вновь воссоединиться в единое, сплошное море но уже духовно пробужденного огня...

И вот, истинная дружба, как любовь, и притом, как духовная любовь, создает первоначальную ячейку этого единства; из таких ячеек духовного огня сложится од­нажды великое и единое пламя Божие, светлая и радост­ная ткань Божьего Царства во вселенной...

Вот почему каждый духовно живой человек ищет истинной дружбы на земле и бывает счастлив, если ему удается найти ее и осуществить. Этим он исполняет завет своего Творца и участвует в совершении Его обетования; этим он участвует в обновлении и преображении Божиего мира.

На свете есть много людей, которые ничего не знают об истинной дружбе и тем не менее беспомощно толкуют о ней; и не находя к ней пути, и не зная, как осуществить ее, удовлетворяются земною страстною «любовью», обычно вынося из нее разочарование и уныние. Но именно они должны узнать и почувствовать, что они призваны к ней и что она для них достижима. Ибо самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку; и малейшая искра ду­ховного обмена, в живой беседе, в искусстве, в совместном исследовании или созерцании; и всякая попытка сов­местно помолиться единому Божеству единым воздыха­нием, содержит уже начаток, зерно истинной дружбы. Лестница начинается уже с первой ступени; и пение начинает свою мелодию уже с первого звука... И как груст­но, если жизнь пресекается уже в своем зерне, если лестни­ца обламывается на первой ступени, если песнь обрывает­ся на первом звуке!..

Поэтому каждый из нас должен всю жизнь искать ис­тинной дружбы, духовно строить ее и любовно беречь ее. Тогда он узнает, в чем состоит блаженство истинной вер­ности и легкая естественность настоящей жертвы.

 Иван  Ильин.  Письма  сыну.

 

На главную


Hosted by uCoz